Шаманка

 Авторы: Ратничкина Елена, Анисимова Татьяна

Тенденцией последних столетий стало преобладание рационального восприятия и мышления, которое лишает человека психического баланса, порождая значительные трудности в прохождении кризисных периодов жизни, снижению стрессоустойчивости и способствуя утрате психического и физического здоровья. Это объясняет активный интерес современных психотерапевтических школ к практикам, зачастую древним, расширяющим привычное восприятие окружающей действительности с целью интеграции психических процессов, связанных с духовным опытом, с процессами индивидуации и самоактуализации, На фоне этого интереса расширяется поиск медитативных и трансовых техник, способствующих переживанию целостности и наполненности нуминозным. С точки зрения глубинной психологии (К.Г. Юнг, С. Грофф, А. Ассаджиолли, А. Минделл и др.), можно отметить, что в современном цивилизованном мире назрела потребность в соединении всех аспектов человеческой психики, в том числе бессознательных, глубинных, и с этой целью обращение к древним практикам в рамках западных методов психологии, что несет в себе огромный потенциал для решения тех психологических задач, которое ставит перед специалистами современное общество.

Транс-ориентированная психология – это новое теоретическое и практическое направление глубинной психологии, которое изучает переживание изменённого состояния сознания и влияние этих состояний на личностное развитие, психическое и физическое здоровье человека, соединяя при этом современные психологические концепции, теории и методы с древними духовными практиками и ритуалами.

Транс-ориентированная психология имеет общие цели и задачи с юнгианской психотерапией, трансперсональной, процессуально-ориентированной, телесно-ориентированной психологией, а также этнотерапией. При этом она опирается на ряд идей философии, теологии, феноменологии, социологии, мифологии, антропологии, восточных и западных духовных традиций, в том числе шаманизма.

Основные идеи направления – это расширение обычных границ сознания; психическое и телесное здоровье; гармонизации взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга, сознательных и бессознательных процессов; личностное саморазвитие.

Основные методы транс-ориентированно психологии – метод ритуально-трансовых поз и метод регрессионной (реинкарнационной) психотерапии. Эффективность методов, лежащих в основе транс-ориентированной психологии хорошо известна и научно исследуется и практикуется в таких странах как Австрия, Германия, США, Голландия, Дания.

Метод ритуально-трансовых поз способствует расширению обычных границ сознания с помощью статичных положений тела (ритуальная поза) в специально созданных условиях пространства и сопровождаемых определенным трансовым ритмом. Данный метод базируется на открытии американским антропологом Фелиситас Гудман трансовой составляющей в особых положениях тела, отраженных в искусстве древних людей (Институт Фелиситас Гудман).

Транс - это измененное состояние сознания, в котором может изменяться обычное восприятие окружающего мира за счет погружения в область глубоких слоев психики. Тип транса, который исследовала антрополог доктор Фелиситас Гудман - это состояние, возникающее в результате ритмической стимуляции, производимой простыми тыквенными погремушками или барабаном со скоростью 210 ударов в минуту и выше . Доктор Гудман и ее соратники в течении 30 лет исследовали результаты воздействия этого трансового ритма в соединении с особыми, статичными положениями тела, имеющие различные точки напряжения (ритуальная поза).

Результаты исследований показали, что химические передатчики импульсов между нервными клетками, которые сопровождают стресс, такие как адреналин, норадреналин и кортизол проявляют тенденцию к сокращению, и одновременно мозг выделяет в кровь собственные опиаты (седативные вещества), называемые бета-эндорфины. Эти группы веществ смягчают боль и вызывают интенсивную эйфорию. Снятые электроэнцефалограммы показали, что одновременно с возникновением тета-волн (4-7 герц) наблюдалось значительное повышение пульса с сопутствующим снижением кровяного давления. Исследование биохимических изменений в теле и неврологических изменений мозга во время и после целенаправленного (намеренного) введения в транс привели к заключению, что различные методы стимуляции активизируют различные части тела и мозга.

При этом, неоднократное и целенаправленное вхождение в трансовое состояние и подстройка под различные сферы деятельности сознания производило изменения и не только в биохимических процессах внутри тела. Трансовые состояния способствовали длительным ощущениям эйфории, радости и ясности, а также ощущению уверенности в защищенности из-за чувства связанности всех вещей. Было доказано, что ритмическая стимуляция совместно с ритуальными позами тела приводит к измененному состоянию сознания, ведущее в пространства альтернативной реальности, к изменениям соматического восприятия, а также к переживаниям, соответствующим нуминозным, экстатическим

Антрополог Эрика Бургигнон, проводя сравнительный анализ традиционных сообществ в своей работе (1973), выяснила, что из 488 сообществ мира, 437 (или 90%) использовали, по крайней мере, один, учрежденный культурой, способ вхождения в измененное состояние сознание. Асаны в Хатха Йоге, считает она, уходят своими корнями в ритуальные позы шаманских культур. Доктор Гудман считает, что экстатический транс - это часть нашего генетического дара. Ритуалы наполняют энергией, гармонизируют, открывают доступ к нашему собственному творчеству. Опыт контакта с другой сферой сознания, которая постоянно создает себя заново, ведет к озарению и влияет на концепции, суждения, образ мысли и действий в реальном, земном мире. Этот опыт может менять приоритеты в отношениях с людьми, с окружающей средой и материальным миром без присутствия каких-либо систем вероисповедания и догм.

Сегодня насчитывается восемьдесят четыре ритуальные позы, исследованные в Институте Фелиситас Гудман на протяжении 25 лет. Также, в процессе изучения находятся позы, открытые специалистами метода после обнародования современных находок в области антропологии. Исследования проводятся в Германии, Австрии, США, сейчас и России.

Когда человек находится в измененном состоянии сознания, на первый план выходит подсознание, хранящее всю информацию об этом человеке. Если сознательная память удерживает только часть воспоминаний о реальной жизни, то память подсознания хранит все, что с нами когда-либо происходило, все наши мысли, чувства и эмоции. На этом положении глубинной психологии основан следующий метод, который находится в арсенале транс-ориентированной психологии. Это метод регрессионной терапии. Применяя техники регрессионной терапии, можно рассчитывать на воспоминания человеком себя в любом возрасте, включая младенчество, и даже внутриутробный период. С их помощью прослеживается начало возникновения той или иной психологической или физической проблемы, которое может быть как после рождения, так и до него. Работа с первопричиной проблемы обеспечивает наиболее оптимальные условия для работы над ее последующим устранением.

Подтверждая вышесказанное, в первом выпуске "Журнала регрессионной терапии" его редактор Ирэн Хикман писала: "Члены Ассоциации терапии и исследования прошлых жизней используют методы, помогающие найти и раскрыть картины прошлого, иногда очень далекого прошлого, ставшие причинами заболеваний, дисгармонии или дисфункции в настоящем. Мы обнаружили в наших опытах, что, используя приемы регрессионной терапии, вполне реально выявить причину любых проблем пациентов или клиентов и, воздействуя на эту причину, нейтрализовать ее влияние и вернуть здоровье".

Итак, в заключении стоит отметить, что с недавнего времени и российские специалисты в области психологии и психотерапии расширяют свою практику за счет транс-ориентированных методов и видят в них потенциальное пространство для интеграции психики своих клиентов. Транс-ориентированная психология удерживает свой фокус исследований, развития на методе ритуально-трансовых поз и регрессионной терапии и несет с собой обучающие процессы для желающих получить теоретические и практические знания в области трансовых методик в Институте транс-ориентированной психологии (г. Москва).