0

Интервью с Фелиситас Гудман 1-4 часть

Интервью с Фелиситас Гудман 1-4 часть по выгодным ценам в каталоге института транс-ориентированной психологии имени Фелиситас Гудман. Широкий ассортимент курсов и продукции на сайте.
Интервью с Фелиситас Гудман 1-4 часть - фото - 1

Фелиситас Гудман

1 часть: "Ритуал"

RuTube
VK Video
Описание

Приветствую, меня зовут Робинетт Кеннеди, и я здесь с Фелиситас Гудман, психологом-антропологом, и она только что закончила проводить семинар по ритуальным трансовым позам. Мы собираемся немного поговорить о работе, проделанной Фелиситас в области изучения поз, и о некоторых теоретических взглядах, которые она изложила в своей работе. И первое, о чем мы поговорим – это работа, которую Фелиситас посвятила ритуалу. Она внесла важный вклад в наше понимание ритуала с исторической и антропологической точки зрения, а также в нашем отношении к окружающей среде и альтернативной реальности. Исследуя огромное количество этнографических работ и мифов о ритуале, она обнаружила, что ритуал в основном сосредоточен на рождении. И я бы хотела попросить ее немного рассказать об этом, о том, как она сделала это открытие и как это открытие соотносится с прежним пониманием ритуала, которое было у нас в антропологии. - Как вы знаете, есть знаменитый сборник материалов, вернее, много томов, отредактированных во время Второй мировой войны, когда антропологи не могли выезжать на полевые исследования, и поэтому их попросили просто написать о том, что им уже было известно. И один из этих томов посвящен южноамериканским индейцам, и меня всегда интересовало религиозное поведение. И я наткнулась на множество разных рассказов о различных обычаях, и мне показалось, что это такая запутанная история, они говорили: «ну, знаете, эти духи появляются, а потом исчезают, а потом они возникают в каком-то другом обличии» и получается очень, очень странная ситуация, это похоже на картину, на которую смотрят сквозь сломанную призму, если мы можем здесь использовать такую аналогию. Я только что закончила курс, я все еще была аспирантом, я только закончила курс Эрики Бургиньон о Леви-Строссе, для тех из вас, кто, возможно, не так хорошо знаком с ним, он в очень простой, в структуралистской форме рассказывает, что есть два фактора, которые противостоят друг другу, а между ними находится посредник, и именно так все вещи представляют сами себя, например, мы видим в христианской мифологии, что есть небо и есть земля, а человек находится посередине, и с одной стороны, он или она принадлежит к обычным обстоятельствам, обычной жизни, а с другой, у него или у нее есть дом в иной реальности, так что человек представляет собой посредника между небом и землей. На самом деле это упрощенная схема, и я не особо привержена структурализму, но в то время я подумала, что это был бы интересный эксперимент. Я решила провести его, поместив все эти странные маленькие факты, которые упоминались об индейских обществах в Южной Америке, интересные религиозные факты, так сказать, почти как вкрапления, как кусочки из других материалов и поместить их на отдельные карточки, и посмотреть, что получится. Теперь у меня была целая большая комната, полная карточек, и, думаю, я впала во что-то вроде измененного состояния, потому что через некоторое время я начала видеть закономерность, и вначале она не относилась к чему-то религиозному или ритуальному, но я видела, что иногда эти люди прикасались друг к другу, а в других случаях не прикасались, я написала очень сложную работу, которая огорчила человека, для которого я ее написала, но он все равно поставил мне пятерку с плюсом, потому что я сказала, что есть осязаемый уровень, где люди продолжают прикасаться друг к другу, а также есть ритуальный уровень, где это, кажется, каким-то образом переносится в ритуал. И вначале из-за того, что я была так сфокусирована на том, что происходит в человеческом теле, этот осязаемый уровень казался мне гораздо важнее, чем ритуальный, и как это все переносится, у меня было лишь очень поверхностное представление о том, что там происходит, но на осязаемом уровне я видела, как мать рожает, и это казалось центральной темой в этих обществах. И затем опять на осязаемом уровне, который сегодня я бы, наверное, назвала обычным уровнем реальности, я увидела, как принимали новорожденного, укрепляли его, а потом я увидела место, где его прикладывали к груди матери и кормили грудью, заботились о нем, затем я попыталась выяснить, что происходит на другой стороне, что происходит на ритуальном уровне, и я сделала это чисто визуально, я обычно фокусируюсь на зрительной информации, поэтому я посмотрела, что соответствовало бы боли матери во время родов, и я подумала, что это то же самое, чему общество подвергает посвященного – боли, так что рождение на осязаемом уровне имело эквивалент на ритуальном уровне, который заключался в боли посвящаемого, так что возникало любопытное уравнение, при котором боль матери была равна боли посвящаемого, так что, по сути, мать была равна посвящаемому в некотором смысле, очень любопытным и сложным образом. И я продолжила, остальные были не слишком сложными, потому что во многих ритуалах происходит придание силы, например, во время религиозного ритуала на людей выдувают дым, чтобы это в точности соответствовало тому, что дают младенцу на осязаемом уровне. А затем младенца держат, к нему прикасаются, и мне показалось, что это уже очень сложная схема, в которой все еще существует уравнение на осязаемом уровне, уравнение младенца и пациента, о младенце заботились, а пациенту делали массаж - Вы имеете в виду пациента шамана? - Да, пациента шамана, шамана И это начинало становиться очень сложной системой, и затем, в конце концов, опять же, в любопытной комбинации, посвященной матери-кумушке давали еду, но была также и священная трапеза, так к чему это относится? это все еще на осязаемом уровне или на ритуальном? И в конце концов, ритуальный уровень взял верх, и я смогла увидеть, очень изощренным способом (эти древние ритуалы и мой первоначальный опыт были связаны с различными обществами Южной Америки, а позже я анализировала ритуалы охотников-собирателей, очень сложные, которые нам известны из Австралии), и в конце концов я поняла, что в этих очень развитых древних обществах эта человеческая драма была полностью перенесена на ритуальный уровень, а затем они сделали то, что мне было трудно понять вначале, они использовали что-то вроде стенографических записей, и они менялись, одна за другой. теперь yam – это посвященный, теперь yam – это младенец, теперь yam – это ребенок, теперь yam – это девушка и так далее, так что, конечно, они знакомы с этим, они могут это понять, им не нужен никакой словарь, но мы, как непросвещенные чужаки, которые хотят попытаться понять этот вид ритуала, должны были постоянно делать умственные упражнения, чтобы понять это. Теперь у меня была эта картина, она была похожа на холст, который шел от рождения до праздничного застолья. Но потом австралийцы, особенно они, сообщалось о них, (но теперь я знаю, что все это делают, но об этом не было известно), что австралийцы приглашают духов предков принять участие в этом празднике, так что теперь у меня была несбалансированная система, потому что здесь, с левой стороны, был приглашен предок, духи умерших, а на другой стороне, то, что было на другой стороне? По логике вещей, должно произойти возрождение общества итак, я предварительно представила правую сторону, опять же визуально, я назвала правую сторону комплексом Секса и пыталась понять, соответствует ли это какому-либо месту, и как только вы начинаете искать, вы находите, это похоже на любое научное открытие, когда вы знаете, какой вопрос задать, вы на самом деле дома и свободны, «все вы, все вы, вон на свободу» (фраза из детской игры в прятки, означало, что все, кто ещё прячется, могут выходить без штрафа), – как любили говорить мои дети. Когда я искала это, я нашла такие интригующие вещи, как в лесу посреди Акашаваны посвященные, которые делают стрелы, и стрелы выглядят как люди, у них есть лица, но нет рта, у них есть волосы там, где находится острие стрелы, и у них раздвоенный конец, как у настоящих людей, и вот посвященные из тропического леса пускают эти стрелы в деревню, так что у вас есть деревня – лоно общества, и стрелы возрождения майи попадают в принимающее лоно. Любопытно, что будут делать люди, когда попытаются интерпретировать ритуал.

2 часть: "Охотники – собиратели"

 

RuTube
VK Video
Описание

Вы говорили, что этот материал, на который вы опирались, был собран в племенах Австралии и Южной Америки, они являются охотниками-собирателями или племенами охотников-собирателей, и это важная концепция, мужчины-антропологи назвали их охотниками-собирателями, а женщины-антропологи и некоторые исследователи начинали осознавать, что более точным термином мог бы быть «собирающие охотники». - Не могли бы вы немного рассказать о «собирающих охотников»? А затем мы вернемся к тому, что вы говорили о ритуале. - Да, конечно, в английском языке мы немного ограничены. В немецком я могла бы продолжать играться со словами, потому что в немецком языке можно добавить окончание женского рода, поэтому я говорю "jäger und sammlerinnen", и это всегда кого-то раздражает в аудитории, и тогда у меня появляется возможность поговорить об этом, потому что женщины были теми, на ком держалось общество, а мужчины, вероятно, изначально были собирателями, которые собирали животных, убитых другими хищниками-животными, не людьми. Но собиратели и охотники, как бы мы их не называли, эти особые типы обществ, которые представляют собой древнейшую адаптацию человека к среде обитания, были обществами, которые были полностью частью природного мира, они не исключали себя из среды обитания, они были ее частью, и это увлекательно исследовать, как они использовали блага окружающей среды, как окружающая среда была полностью способна восстанавливать то, что они забирали. Что меня поразило, когда я смотрела на ритуал, так это то, что у этих людей была полная картина человеческой драмы, и, вероятно, это было возможным, именно потому что они были частью среды обитания, а не за его пределами, потому что это естественное течение всего сущего, и оно начинается с незримо присутствующей предковой формы, затем переходит к рождению и воспитанию, а затем возвращается к восстановлению, так что, вероятно, я думаю, мы могли бы предположить, что вам нужно иметь непосредственную связь со средой обитания и быть ее частью, прежде чем вы сможете прожить свою ритуальную жизнь в этих формах, и она нашла множество великолепных выражений. И любопытно наблюдать, как даже в самых последних публикациях, например, в книге о племени навахо «Путь красоты», опубликованной в прошлом году, рассказывается об этих различных формах ритуала, но они никогда не объединяются в единую систему. Система есть, но пока вы не знаете, что она есть, вы ее не видите, и что очень любопытно с точки зрения взаимодействия человека со средой обитания, так это то, что когда люди покидают, скажем так, прародительницу/первозданную матерь, они теряют часть этой структуры, Существует любопытная идея о том, что вначале все они были похожи на животных и были примитивны, я никогда не позволяла своим ученикам использовать это слово, они говорили: «о, разве мы не продвинулись невероятно далеко? мы продвинулись», и я обычно говорила своим ученикам: «да, верно, мы продвигаемся к созданию атомной бомбы и к возможности уничтожить самих себя и нашу жизнь и планету, если это называется прогрессом, я не буду принимать в этом участия», и то, что мы сделали, прямо прописано в ритуале, потому что по мере того, как мы переходим от одного общественного типа к другому, полотно, чудесное полотно ритуала начинает становиться все уже и уже, и уже, как будто свет постепенно гаснет, постепенно, постепенно. Так что к тому времени вы перейдете к ритуалам аграрного хазяйства, и это касается не только христиан, есть христианские, есть индуистские ритуалы, есть ритуалы африканских земледельцев, так что вы можете объехать весь мир, везде одно и то же, по сути, все, что вам остается, - это еда, праздничная трапеза и, опять же, эта любопытная игра осязаемых аспектов и ритуальных аспектов. когда вы доберетесь до земледельцев, у вас остается небольшой кусочек холста, но он вмещает праздничную трапезу, жертвоприношение, то есть грандиозную трапезу, разделяемую с божествами, и, с другой стороны, в ритуальном уровне у вас есть обладание – принимая пищу, вы принимаете духа, в аграрном хозяйстве существует разделение между добром и злом, так что вы можете принимать что-то хорошее, а можете принимать что-то злое, у вас есть все, что осталось. - Вы говорите, что вместе с изменением отношения к среде обитания, которое произошло, когда мы перешли от общества собирателей-охотников к растениеводству, что-то изменилось в наших отношениях с рождением, ритуалами и нашим сознанием. Не могли бы вы немного рассказать про это? - Я возвращаюсь к абсолютно важному пониманию того, что эти древние общества были чрезвычайно развитыми, когда, по крайней мере, это предположение, когда была потребность в большем количестве пищи, женщины, не мужчины, а женщины, которые разбирались в растениях и семенах заложили маленькие сады, и это очень очевидно, например, в индийской мифологии, но именно женщина внезапно обретает волшебство и создает пищу, которую никто раньше не видел, и как она это делает, и до сих пор, очевидно, именно женщины создавали сады Но при этом эти очень развитые люди понимали, что они совершают насилие над средой обитания, они вынуждали Матерь отдавать то, что она не отдает добровольно, и таким образом, впервые в истории человечества не среди охотников-собирателей, а только начиная с растениеводов, а затем переходя к аграрному хозяйству, вы можете предсказать, что в будущем произойдет конец света И предсказание, которое мне больше всего нравится, - это не то, о котором так много писали, а более полное предсказание одного из обществ гуарани, апапокува гуарани, которые были изучены немецким антропологом Куртом Нимуендажу в начале века, к тому времени они не были так разрушены, как сегодня И гуарани говорят, что если земля больше не может поддерживать то, что делают люди, и плачет, и если первый человек больше не может выносить крики о помощи и боль матери, он посылает духов летучих мышей, и они поглотят землю, и они поглотят солнце и луну, а затем он пошлет из-под своего гамака синего тигра, и синий тигр спустится с неба, распевая песни, и поглотит людей, всех людей на свете. и тогда земля начнет гореть, и она будет гореть по всему деревянному кресту, который ее поддерживает, и огонь начнется слева, с запада на восток, а затем земля погрузится во тьму, это первоначальные апокалиптические предсказания, и это характерно, если я позволю себе продолжить именно эту линию этой истории, характерно, что к тому времени, когда вы перейдете к аграрному хозяйству, у вас будет совершенно иная ситуация, назовем ее с точки зрения сознания, это другой тип сознания, другое представление о том, что такое жизнь, мир и люди, - и другие отношения со средой обитания - именно в этом все дело, потому что, когда наступает аграрное хозяйство, у вас возникает идея, что люди доминируют в среде обитания, они больше не являются ее частью, и что любопытно, у них тоже есть апокалиптические предсказания, но дело уже не в том, что земля плачет от боли, и первый человек больше не может этого терпеть, а скорее в том, что очень логично, потому что у вас есть различие между добром и злом, апокалиптические предсказания земледельцев гласит, что есть хорошая часть человечества, и есть плохая часть человечества, и когда наступит Царство Божье, если мы хотим придерживаться христианской терминологии, все плохие будут уничтожены, а мы – хорошие, и рассказчик всегда будет относится к хорошим, мы выживем Так что речь теперь не о земле, о ней больше не нужно беспокоиться, теперь это про социальную среду: плохие исчезнут, а хорошие останутся Мне как социологу, всегда немного жаль их, и я видела, как развивалось одно из этих апокалиптических движений в апостольской церкви, которую я изучала на Юкатане, это вспыхнуло как пожар, и мне стало так жаль их, что, даже если бы их предсказание сбылось, их ждало огромное разочарование, потому что различие между добром и злом носит структурный характер и вот, как только все хорошее останется, а плохое исчезнет, хорошие снова разделятся, и снова будут добро и зло, так что их действительно ждет огромное разочарование. Но у нас есть значимый и губительный сдвиг в сознании и в отношении к среде обитания. И по сути, это то, за что мы боремся и против чего выступаем в экологическом движении, потому что аграрное сознание, назовем это так, отношение к миру предполагает доминирование, якобы это все существует для нас, и экологическое движение постепенно и болезненно приходит к пониманию того, что мы являемся его частью, а не доминируем над ним

3 часть: "Ритуал охотников - собирателей"

 

RuTube
VK Video
Описание

В обсуждении мы перешли от охотников-собирателей к аграрному хозяйству, и я хотела бы затронуть одну или две темы, чтобы связать их воедино, один из сдвигов, который происходит, связан со средой обитания, переход от отношения к ней как к ее части к отношению доминирования над ней, иллюзией контроля или доминирования над средой обитания, другое отношение, которое изменилось, заключается в том, как люди относятся друг к другу: из парадигмы охотников-собирателей и растениеводства они сосредотачиваются на целесообразности, балансе и гармонии Не могли бы вы рассказать о том, что происходит в аграрных обществах с точки зрения того, как люди начинают относиться друг к другу, а не только к среде обитания, а также о том, что происходит с ритуалами в растениеводческих обществах? - При переходе от растениеводства к аграрному хозяйству, конечно, происходят повсеместные изменения, социальные изменения никогда не затрагивают только один фактор, всегда происходят полные сдвиги, даже разрывы И то, что происходит при переходе к аграрному хозяйству, - это установление иерархии, в которой внезапно появляются нижние, средние и верхние уровни. и вы видите, как устроена альтернативная реальность, где у вас есть доминирующий бог, а затем другие божества, святые, ангелы или кто-то еще, кто окружает вас, а затем спускается по лестнице, и параллельно с этим это коррелирует с тем, что у вас также есть доминирующая иерархия, доминирующая группа людей, которые отдают приказы для всех остальных , и это своего рода, диффузия вниз через нашу изначальную иерархическую структуру Но в то же время происходят изменения в отношениях между людьми: отец становится абсолютным правителем над детьми. например, дети больше не являются равноправными, у него есть власть над жизнью и смертью детей, а также радикально меняется роль женщины, фактически наше положение ухудшилось с тех пор как мы перестали быть охотниками и собирателями, люди даже не замечают этого, кроме наших друзей-индейцев, а может, они этого не видят, а я вижу, я не знаю, что происходит. Я была на встрече, организованной американскими индейцами, различными племенами, но они не вели мероприятие, они были гостями индейцев пуэбло прошлым летом, и они проявили такую прекрасную терпимость, они дали каждому возможность поговорить Тему, которую хотели продвигать организаторы, была о праматерях, и чтобы праматери говорили. Но говорили не только праматери, у нас был гость из сикхов, сикхи – это индуистская секта, и у них есть ашрамы (духовный центр/обитель мудрецов) по всей стране, и один из них находится совсем рядом с пуэбло в Нью-Мексико, так что они практически наши соседи, и очень любезно, Американские индейцы в целом приятно вежливы и заботливы о социальном взаимодействии, что, будучи соседями, эти сикхи также были приглашены выступить на этой встрече, поэтому пришел глава, как бы это сказать, пришел главный гуру этой группы, очень высокий импозантный мужчина, у него было несколько подчиненных, и было очевидно, что они были его подчиненными, и группа женщин, поэтому он говорил довольно покровительственно он сказал, что все люди, и мы в частности, подвержены стрессу, и что он собирается сделать нам замечательное одолжение, замечательный подарок, он собирался дать нам медитацию, с помощью которой мы могли бы избежать стресса, а затем он продемонстрировал очень простую медитацию, в которой вы, по сути, говорите «у меня все хорошо», и на этом его речь закончилась. После того как он закончил свою речь, он развернулся и пошел обратно к своим подчиненным, подошла женщина, взяла его стакан с водой и послушно последовала за ним. Это был прекрасный образ того, что происходит в аграрном обществе: мужчина, окруженный своими сторонниками-мужчинами, и женщина в подчиненной роли, которой позволили поднять его стакан с водой Сразу после этого пришли брат и сестра из племени ютов, они являлись традиционными охотниками. У него был жезл, жезл слова, а у нее в руке были орлиные перья. Он говорил о том, что нужно быть добрым к земле, она говорила о том, что нужно быть добрым к земле, и она говорила больше, чем он, и не было такого, чтобы она шла за ним, подбирая его стакан воды. Я всегда вспоминаю эту маленькую сцену, как самую прекрасную иллюстрацию того, что происходило в аграрном хозяйстве, но это случилось не только в аграрном хозяйстве, есть также кочевники-скотоводы. Кочевники-скотоводы очень сложны, поскольку существует несколько различных типов кочевников-скотоводов в зависимости от того, откуда они приходят напрямую от охоты, или из хозяйства, вытесненных в бесплодные районы, - и вы говорите, что кочевники и скотоводы это люди которые отделились от растениеводов и охотников и стали жить, сосредоточившись на контроле, выпасе и одомашнивании животных, а не на одомашнивании растений и полей - да верно. Они либо присоединяются к существующим группам скотоводов, приходя непосредственно с охоты, тогда их религиозная жизнь совершенно иная, но если они живут в симбиозе с аграрным хозяйством, тогда это другая картина, и в группе скотоводов есть система, это большая семья, а отец является абсолютным правителем всей группы. Он должен быть таким из-за суровых условий, в которых живут такого рода пастухи, и именно здесь проявляется монотеизм. мы должны подумать об этом, должны принять это во внимание, потому что они дали начало исламу, и некоторые элементы еврейской традиции также проникли в христианство, так что мы должны понимать, что это еще раз подтверждает строгую иерархию. И когда мы доберемся до города, мы, женщины, должны понимать, какие исторические предпосылки лежат в основе постоянных попыток управлять нами

4 часть: "Роль женщин в растениеводческом обществе"

 

RuTube
VK Video
Описание

Вчера вечером, Фелиситас, мы говорили о разнице в положении женщин в деревне майя на Юкатане, где вы занимались полевыми работами, и о положение женщин в аграрном хозяйстве граничащим с положением женщин в городской деревне (если это не противоречит терминологии) на Крите, где я занималась полевыми работами. Вы были поражены некоторыми вещами, о которых я рассказал, например, как женщины управляют финансами. - Не могли бы вы рассказать об отличиях? - Да, вся дискуссия, которую вы опубликовали как часть вашего отчета о полевой работе, стала для меня откровением, жаль, что я не была знакома с вашими работами, когда писала «Экстаз, Ритуал и Альтернативная реальность», которая является сравнительным исследованием, потому что это абсолютно важная картина всего состояния человека. И то, что вы там описываете – полное подчинение женщин мужчинам, и какую стратегия они могут использовать даже для психологического выживания. Напротив, у женщины майя все еще есть независимость, которая приходит к ней благодаря растениеводству, и я не до конца понимала важность этого, пока не прочитала вашу статью. Женщина майя независима экономически, у нее есть собственный доход, у нее очень большая ферма, и все, что она выращивает на этой ферме, - индеек, цыплят, поросят и овощи, такие как кориандр, который очень важен, я имею в виду приправы для еды, травы для приготовления пищи. Весь доход, который она получает от этого, является ее личной собственностью, если мужчина осмеливается требовать этого, даже просто требовать от нее, у нее есть абсолютное право бросить его, просто собрать вещи и уйти - И это принимается и поддерживается? - Абсолютно всем сообществом. Как он посмел вмешаться? Очень интересный конфликт возник в Апостольской Церкви, которую я знаю лучше всего, я проводила там полевое исследование в течение 16 лет, всегда возвращаясь каждый год. Один из приходивших служителей был очень важной личностью в истории этой конгрегации, он был родом из города Кампече, и у него постоянно возникали конфликты с женщинами, потому что женщины требовали автономии в рамках церковной организации, он собирался распоряжаться собранными деньгами, но женщины сказали: «нет». Он создал, основал организацию для женщин Доркас. У организации были свои собственные средства, и он присвоил себе право доступа к этим деньгам и женщины отвергли это, и началась непрерывная борьба, буквально борьба между городским министром и женщинами, у которых была личная и финансовая независимость. Как правило, именно женщины развозят продукты по тропинкам в джунглях в отдаленные деревни, и им это нравится, и именно женщины ходили туда, когда были времена, еще хватало дров, я впервые начала там проводить полевую работу в 69-м году, именно женщины ходили за дровами из зарослей кустарника, которые заменили первоначальный тропический лес, им было что рассказать о том, что происходит, и картина полностью отличается от того, что вы описали в вашей публикации. - Что я хотел бы подчеркнуть, и о чем вы только что говорили, так это то, что в вашей книге «Экстаз, Ритуал и Альтернативная реальность», Вы говорите о том, как элементы экстаза, ритуала и альтернативной реальности связаны с тем, как люди относятся к среде обитания, и что по мере того, как люди меняют свое отношение к среде обитания, каждый из этих элементов в человеческом обществе также меняется - Правильно, - И то, о чем мы только что говорили, - как эгалитарные отношения между мужчинами и женщинами перешли к парадигме, в которой существует иерархия, контроль и доминирование друг над другом, когда мужчины контролируют женщин, ресурсы, животных, права на воду, собственность, воздух и поля, и так далее. Я бы хотела, чтобы мы еще немного поговорили об отношении к альтернативной реальности, и о том, как она изменилась со времен культуры охотников-собирателей, до растениеводства и начала того, что вы открыли, - ритуальных трансовых поз, о которых Вы говорили - Я начала замечать термины, которые люди используют, когда говорят о религии, я тоже лингвист, и мне это снова показалось очень интересным. Может быть, я не знаю, может быть, как правило, возможно, это работа женщины, которая предупредила меня об этом, в Африке есть семья антропологов, которая довольно хорошо известна, это Маршаллы, и Лорна Маршалл, мать этого замечательного выводка, спросила своих информантов, народа Кунг, что означало слово «нум», в литературе «нум» транскрибируется как «n\um» там есть щелчок, который даже не притворюсь, что смогу воспроизвести так что назовем это «нум», и различные информаторы сказали, что «нум – это лекарство, которое бурлит в вашем теле «нум» - это сила, с помощью которой вы можете победить болезнь, например, «Нум» это также некая энергия, которая кипит в вас, и вы можете исцелиться и так далее, Есть целая статья посвященная «нум», и что это означает. И я столкнулась с такой же ситуацией, как в ритуальной схеме, что я теперь вижу: если это может быть организовано в структурированном виде, я больше не думаю о противоположности и посреднических терминах, это был другая струкутру, и такого рода структурализм был неприменим здесь. Я снова вернулась к своим карточкам и разложила все на них, а затем начала приводить все в порядок И внезапно я увидела фантастически интересную закономерность, и это была та закономерность, что некоторые из качеств, которые приписывались «нум», на самом деле были тем, что я понимала как религиозный транс, то есть физическими изменениями, которые являются основой для религиозного опыта. С другой стороны, «нум» также было тем, что находилось в альтернативной реальности, брат, дух, который пересекает поле боя, и который забирает души умерших и окуривает их, чтобы они могли, они могли, выжить в царстве мертвых, и так далее, все это принадлежит другому разделу. Опять же, помните, что я больше склонна к визуальному восприятию, поэтому я собрала все это в кучу, Я заметила, что эти, опытные бушмены говорили, что если в трансе вы прикоснетесь к альтернативной реальности или войдете в альтернативную реальность, они наделят вас силой, но силой не в том смысле, что вы можете доминировать над другими людьми, а скорее, бы назвала это расширением возможностей, увеличением способностей, это действительно гораздо лучший способ охарактеризовать это, и это увеличение способностей проявляется в том, что ты лучший охотник, ты лучший оратор, ты лучший целитель, и у тебя больше возможностей, тебе больше везет с женщинами, значит, на вас влияет то, что приходит к вам в центральной колонне – это то, что приходит к вам, когда в альтернативном, измененном состоянии вы соприкасаетесь с альтернативной реальностью. Я попыталась выяснить, работает ли это в межкультурном плане, здесь проводится очень мало лингвистических исследований, люди просто предполагают, что если мы говорим «религия», то все остальные тоже думают, что мы думаем об одном и том же. Когда я была в Японии, люди давали мне их определение религии. Я сказала, что синтоизм – это религия, синтоизм – это самый замечательный пример народной религии, - и это народная религия растениеводов, - они сказали: «нет, нет, синтоизм не является религией». «так что же такое религия», они сказали, что для того, чтобы это считалось религией, необходима кодифицированная система этики, должна была быть книга, должен быть известный основатель. Вот что такое религия. - И Вы определяете религию совсем по-другому, чем это высказывание - Да, прямо сейчас. И говорю, в своей книге вы не можете дать определение религии