0
Цикл семинаров «Библиодрама» подробная информация о групповой встрече института транс-ориентированной психологии имени Фелиситас Гудман. Забронировать и купить билет на групповую встречу.
Цикл семинаров «Библиодрама» - фото - 1
Цикл семинаров «Библиодрама» - фото - 1

Библиодрама - это творческий подход к интерпретации Библии. Но что же именно включает в себя понятие библиодрама?

Наиболее простое описание: Библиодрама - это ролевая игра, в которой роли и сюжеты взяты из Библии. Роли (персонажи) могут появляются в Библии явно и по имени (основные персонажи вроде Адама и Евы, Марии, или это могут быть второстепенные персонажи, как Сет или Елизавета). Но в библиодраме могут проявляться фигуры, присутствие которых может быть выведено из творческого прочтения текста (жена Ноя или мать Симона Петра). В библиодраме список доступных ролей может также включать определенные объекты или изображения, которые могут быть воплощены в голосе и действии (корзина, которая несла младенца Моисея вниз по Нилу). Библиодрама позволяет нам представить всю библейскую вселенную как поле творческой игры.

Эта программа адресована всем желающим, кто хочет получить опыт участия в библиодраме и проживания библейских сюжетов. Также она особо будет интересна лицам с психологическим, педагогическим, богословским образованием, также она может быть полезна всем, кто проводит различные групповые занятия, ведет обучение в группах.

Цель программы – знакомство с методом библиодрамы; формирование практических навыков применения библиодраматических техник в групповой работе и обучение навыкам проведения библиодрамы.

Все семинары программы открыты, но для получения сертификата нужно пройти все темы курса.

Структура встреч:

Теоретическая часть:

  • История метода
  • Инструменты и базовые техники библиодрамы
  • Структура библиодраматической сессии

Практическая часть:

  • 12 библиодраматических сессии для получения собственного опыта участия.
  • Каждая сессия будет сопровождаться процесс анализом.
  • Проработка материала будет базироваться и на последующих темах.

Ведущая

Зограбян Ольга – Юнгианский аналитик, супервизор, член РОАП/IAAP, Библеист, сертифицированный библиодраматист (Институт иудаизма, Нью-Йорк).

Стоимость

Стоимость одного занятия 5 000 рублей,

Стоимость при оплате в день встречи 5 500 рублей.

Время

19:00

Расписание и описание встреч

28 октября 2024 «Вавилонская башня»

В начале мифа рассказывается, что давным-давно было время, когда «на всей земле был один язык и одно наречие». Люди мигрировали и осели в Сеннааре. Очевидно, что царит золотой век, и человечество говорит в один голос. Люди Сеннаара обитают в единодушном человеческом поселении. И у них созрел план. Они заложат город и построят башню до самых небес и «сделают себе имя». Сама фраза «сделаем себе имя» звучит очень современно. Она выражает вневременные амбиции западной цивилизации – быть самому творцом своей жизни, выстраивать ее в соответствии со своими желаниями, подчинять ее своей воле, чтобы, в конце концов, взять от нее все. Автономия и независимость – все, что необходимо для утверждения самостоятельного Я. И это оказалось иллюзией, потому что эта концепция отрицает, что нечто Другое, внешнее по отношению к Я, может расстроить наши самонадеянные планы. Автономия – это самодеятельность, которая обеспечивает нас некоторой долей обособленности, но отрицает нашу беспорядочную взаимозависимость, нашу конечную подчиненность неподвластному нам Богу.

04 декабря 2024 «Притча о талантах»

Обычно эта известная притча о талантах рассматривается как притча о суде, о том, как люди отвечают Богу за свою жизнь. Но есть в ней еще один важный момент: Бог каждому из нас доверяет до конца, отдавая таланты. Но доверяем ли мы себе? Верим ли в себя? Готовы ли мы принять эту свободу и ответственность? Идти на риск? Гораздо проще жить по правилам и схемам, которые заранее известны и предопределены, когда знаешь, что на каждый конкретный поступок последует определенный ответ. Но притча говорит о другом: нет никаких опор, нет уверенности, нет гарантий – ничего, а только знание того, что Бог нам доверяет. Бог доверяет нам нашу же жизнь для того, чтобы мы, если хотите, рисковали жить.

23 декабря 2024 «Рождество»

Странное это событие - Рождество - если смотреть на него глазами библеиста.

В Евангелиях нет ни одного другого эпизода, который бы так по-разному выглядел у разных евангелистов. Смотрите, первым почти наверняка писал Марк - и он вообще не упоминает Рождества, его рассказ начинается сразу с Иоанна Крестителя. Матфей и Лука про него рассказывают, но совершенно по-разному.

У Матфея - исполнение пророчеств, космическая драма со звездой, кровавый замысел Ирода. Земля противится пришествию Звезды. Принимают ее только далекие и непонятные волхвы.

У Луки всё куда более по-домашнему, земля объединяется с небом, ангелы и пастухи вместе славят Рожденного, а потом его относят в Иерусалим совершить положенный обряд. И никто никуда не бежит. Интересно, многие ли из создателей и созерцателей вертепов сознают, что волхвы и пастухи - они из двух разных книг?

Казалось бы, ждешь решения вопроса от последнего евангелиста, Иоанна, но он тоже молчит. У него Слово предвечно, а обстоятельства его воплощения как бы несущественны... или он о них просто не знает?

Словом, на Рождество празднуется событие, которое каждый видит по-своему. Наверное, потому оно и стало таким многоликим, это самое Рождество, во множестве домов оно просто превратилось в повод подарить друг другу подарочки у елочки. Но почему бы и нет, в конце концов?

Пастухи с волхвами точно не были бы против.

27 января 2025 «Каин и Авель»

История Каина и Авеля, двух сиблингов, не такая простая. Если мы не будем на нее смотреть шаблонно: жил такой плохой Каин и убил такого прекрасного Авеля, а посмотрим на нее психологически достоверным взглядом, то увидим много интересного.

Каин был особым ребенком, на него очень много возлагалось надежд и отцом, и матерью, и Богом. Потому что после изгнания из рая у всех было ощущение, что вот-вот и снова можно будет вернуться обратно. Вот родится человек, спаситель, который вернет нас в рай. Собственно, это первая история о возможном спасителе.Когда родился Каин, Ева назвала его Каин, что значит «И дал мне Бог человека», или другими словами «надежду», а когда родился второй ребенок, его назвали просто «Вздох». В те времена имена людей имели глобальное значение. Тогда, зная имя человека, мы могли понять его судьбу и всю его жизнь. И эти два высказывания Евы показывают разницу. Первый сын – надежда на возвращение, второй сын – вздох, легкость.

Когда сыновья выросли их ждало испытание. Только через инициацию можно стать взрослым. Мы все через это проходим в той или иной мере. Инициацией было то, что Каин с Авелем принесли каждый свои жертвоприношения Богу. Но Бог жертвоприношение Авеля принял, а Каина – нет. Каин был обескуражен, в этот момент он почувствовал полную богооставленность, предательство со стороны мира, Бога, близких. Он был особенным, исключительным, а тут вдруг все рушится, он становится отвергнутым без объяснения причин. И он остается вот в этой, как бы мы сейчас сказали, экзистенциальной пустоте. В некотором смысле он переживает символическую смерть.

В Библии есть слова Бога, которыми он пытается помочь Каину: «Будь внимателен. Делай то, что ты на самом деле хочешь сделать. Сейчас время искусительное». Это, конечно, вольная интерпретация, но смысл такой. Суть слов Бога в том, что Он с одной стороны не раскрывает карты, но при этом пытается обратить внимание Каина на происходящее. Он говорит, смотри сейчас будет трудно, но надо выдержать и тогда, увидишь, как все изменится в тебе самом.Мы видим, что Каин не проходит эту инициацию. Он не может выдержать этого предательства, его переполняют чувства, он убивает своего брата.Реакция Бога на это весьма странная. Он, оберегая Каина, говорит, что каждый, кто поднимет руку на него, будет подвержен божьей каре. Он словно консервирует его до будущих времен.Он его оставляет с этим неразрешенным конфликтом до будущих времен, оставляет за ним возможность стать человеком.

24 февраля 2025 «Притча о милосердном самарянине»

Законник спрашивает Христа: «Кто мой ближний?», подразумевая со своей стороны очевидный во все времена ответ: ближние – семья, родственники, друзья, соседи, люди своего круга. Обычно после прочтения этой притчи делают такой вывод: ближний – это тот человек, который оказывается на нашем жизненном пути, тот, с кем у нас возникают какие-то отношения, тот, кто нуждается в нашей помощи, заботе, добром слове. Всё это, верно, но заметим, что Христос показывает ситуацию с обратной стороны: «Кто из этих троих, спрашивает Он, – ближний попавшемуся разбойникам?» В качестве точки отсчета берется как раз тот человек, который нуждается в помощи. И что выясняется? Ближний по отношению к нему – тот, которому этот несчастный, будь он в добром здравии, не подал бы, как говорится, руки. Ближним оказался Другой.

В 20 веке удивительный ответ на евангельский вопрос «кто мой ближний?» дал русский философ Михаил Бахтин. «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого»

Другой - это не просто еще один, по существу такой же человек, а именно другой в смысле ценностной категории, иной окрашенности жизни, иного переживания, -  это тот Другой, которого мы ищем, тот, без которого мы не выживем, человек, который может поверить в нас, может понять нас, даст нам свой кредит доверия, он увидит нас своими любящими глазами.

24 марта 2025 «Песах»

Библиодрама по Книге Исход. Итак, фараон не отпустил евреев и на землю египетскую обрушились девять «казней египетских». Однако прежде чем на Египет обрушилось новое десятое бедствие, Моисей, согласно тексту Библии, получает ряд новых указаний от Всевышнего, которые для современного человека звучат, по меньшей мере, странно.

Первое из этих указаний гласит: каждая еврейская семья должна 10-го числа месяца нисан взять ягненка, козленка или теленка — в зависимости от числа членов семьи — привязать его у входа в свой дом. Спустя три дня хозяин дома должен был после полудня публично зарезать это животное, собрать его кровь в сосуд, а затем зажарить его целиком. Именно зажарить и именно целиком, на огне, после чего съесть все мясо до костей всей семьей до утра вместе с пресными лепешками и горькой зеленью, и само это животное объявлялось «пасхальной жертвой».

Согласно второму указанию, в собранную кровь ягненка следовало окунуть пучок майорана и обмазать ею косяки и притолоки домов.

Как отмечают все комментаторы Библии, принесение пасхальной жертвы имело огромное психологическое значение. Оно было призвано еще раз унизить египтян и продемонстрировать их полное бессилие перед евреями.

Эта деморализующая население Египта акция строилась на том, что быки и овцы считались у египтян священными животными, символами их богов, а потому употребление их в пищу считалось в Египте святотатством и было, разумеется, запрещено. Но вот эти «боги», предназначенные к закланию, жалобно блеют у дверей еврейских рабов, а после всех обрушившихся на Египет казней египтяне не решаются помешать евреям делать все, что те считают нужным. Затем этих «богов» на глазах тех же египтян режут и на их же глазах целиком жарят на вертеле. Понятно, что большее осквернение религиозных чувств и больший удар по национальной гордости египтян было поистине трудно представить.

По вымазанным кровью притолокам и косякам Бог должен был опознать в ночь казни первенцев еврейские дома и обойти, как бы «перепрыгнуть» через них. Так как слово «перепрыгнул» на иврите звучит как «пасах», то и праздник, отмечаемый евреями в честь этого события на протяжении более трех тысячелетий, называется Песах, или в принятом в русском языке варианте Пасха.

28 апреля 2025 «Сны Иосифа»

История Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и первого сына, рожденного Рахилью, занимает последние тринадцать глав Книги Бытия, что составляет почти четверть ее общего объема. Мы посветим этому несколько библиодрам. И первая будет о юности Иосифа. Что особенно примечательно в юности Иосифа, так это то, что сны Иосифа – его единственная инициация. Бог не посещает его, чтобы в корне изменить его жизнь. Бог не призывает его, он не противостоит Великому Отцу в пустыне, Бог не является ему во сне, он не вступает в борьбу со сверхъестественным противником, наносящим раны, благословляющим и дарующим новое имя. Хотя Бог неотступно присутствует в его жизни, Иосиф ни разу – ни во сне, ни наяву – не получает подтверждение того, что Бог с ним. Нет обетования, которое поддерживало его. Нет голоса, который бы направил его. В пору отчаяния единственная опора Иосифа – его вера. И в этом Иосиф ближе к нам, чем любой из библейских патриархов. Иосиф – человек, который помнит свои сны и верит в них. В самой глубине своего сердца он находит опору и обретает покой.

26 мая 2025 «Призвание Моисея»

Год шел за годом, Моисей пас стада своего тестя на просторах Мадиама и при этом был вполне доволен своей участью. Изведавший в свое время сладость богатства и власти, он вдруг осознал всю справедливость укоренившегося среди семитских народов мнения, что только жизнь пастуха исполнена подлинной свободы и духовности. В отличие от царя или вельможи, он не обременен постоянными думами о нуждах государства и плетущихся вокруг него заговорах и интригах. В отличие от земледельца, упирающегося во время сева и уборки урожая глазами в землю и ничего не видящего, кроме ее черных комьев, у пастуха есть и возможность осознать бескрайность планеты, и время для того, чтобы поднять голову и посмотреть на звезды, а значит — и задуматься над вечными вопросами бытия. Кто знает, о чем размышлял Моисей, лежа ночами на пастбище и упершись взглядом в темное небо? Его возраст подбирался уже к восьмидесяти годам и, пожалуй, единственное, чего он желал — это тихо и спокойно дожить оставшиеся годы. Но именно в это время пробил час исполнения его миссии.

23 июня 2025 «Слепой Вартимей»

Слепой человек, который сидел у врат Иерихонских, знал, что он слеп, потому что все вокруг него могли свидетельствовать, что они видят, а он нет. Но дальнейшие события заставляют усомниться в очевидности этого утверждения.

Кого видело в Иисусе то множество «зрячего» народа, которое Его окружало? Многие, окружавшие Иисуса, заставляли слепого замолчать, когда он стал громко кричать и звать Иисуса.  Похоже, что все эти люди видели буквально, но не видели внутренней сути Христа. Описываемые события происходят сразу после слов Евангелия о том, что Сын Человеческий пришел «послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Поведение слепого было прямым откликом на эти слова. Слепой «увидел» Христа и точно почувствовал, что Христос именно тот, Кто ему нужен. Похоже, слепой обладал отличным «внутренним» зрением, которого были лишены другие.

Мы часто верим, будто состояние большинства — нормальное состояние, а, если кто-то видит, слышит, чует, понимает, переживает что-то не совпадающее с мнением большинства, то он объявляется вне нормы, а часто и вне закона.

Какое отношение — это отрывок имеет к нам? Что и как мы видим? Способны ли мы узреть Истину нашим внутренним зрением или мнение большинства заставляет нас замолчать.

28 июля 2025 «Библиодрама c объектами»

Иногда о Библии говорят как о сновидении Бога, в котором все обладает смыслом и искрой жизни.  Один из возможных способов понимания сновидения представить себя каждой его частью, а не только «я» сновидца. Мы – все остальные персонажи, а также мы – образы сновидения, его объекты, сюжеты и отношения. Эта точка зрения дает свободу думать об объектах как имеющих сознание. Библия наполнена объектами: камнями, мечами, колодцами, горами, посохами, ковчегами разных видов. На нашей встрече мы будем находить голоса для объектов в Библии и слушать, что они нам говорят.

25 августа 2025 «Фамарь»

Можно ли кого-то сейчас удивить историей Фамари? Сейчас женщина, задумавшая родить для себя, может этого не скрывать. Ее поймут. Для Фамари это было связано с риском для жизни. Тогда мужчины дорожили своим семенем, своими наследниками. О чем эта история- о женщине или о мужчинах и их власти над женщинами. Фамарь - первая феминистка, вырвавшаяся из-под власти мужчин, взявшая судьбу в свои руки? И в конечном итоге получившая одобрение от мужчины за свой поступок. Еще совсем недавно в советские времена общество неоднозначно относилось к таким женщинам, называя их пренебрежительно «мать-одиночка». А сколько Фамарей было после войны, когда выйти замуж было практически нереально. Но женщины продолжали рожать детей, растить их без помощи мужчин. Для меня Фамарь - это женщина-жизнь, которая прорастает сквозь асфальт, несмотря ни на что. Вот что может сделать женщина и не может сделать мужчина. Поэтому так страшно звучат слова в фильме "А зори здесь тихие" - не помню дословно -  эти пять погибших девушек могли бы быть матерями, оборвались чьи-то жизни. А Фамарь не оборвала эту нить жизни и стала праматерью Христа.

Все выбранные сюжеты отражают глубину метода и позволяют вступить в контакт с исцеляющими символами на разных уровнях проработки. Также в практической работе мы прикоснемся к некоторым смежным сюжетам, выбранным по желанию группы.

Приняв участие в нашем библиодраматическом семинаре, вы почувствуете исцеляющий опыт проживания архетипических сюжетов; увидите скрытое богатство библейских символов; получите опыт восстановления гармонии между сознательным и бессознательным, между эго и Самостью.

«Я представляю себе Библию как странный и святой город. Вы приезжаете к внушительной наружной стене, которая окружает город, вы ищете вход. Вы обнаруживаете, что у города есть ворота, много ворот. Одни, например, называются Ворота Веры – сюда люди заходят, потому что верят, что город был придуман Богом. Также есть Ворота Разума, куда заходят ученые, критики и историки – они верят, что город бесконечно интересно изучать. И есть Ворота Сердца, сквозь которые проходят поэты. И здесь, рядом с ними есть широкая и низкая дверь с высеченным на ней словом Библиодрама». («Scripture windows: toward a practice of Bibliodrama», Peter A. Pitzele, Ph.D., 1998 )

Дата уточняется «Сестры: Лия и Рахиль»

Две ветхозаветные женщины Лия и Рахиль любят одного мужчину. Они бьются друг с другом за превосходство, и каждая из них, по тем или иным критериям, чувствует себя приниженной. Рахиль неполноценна в плане материнства, а Лия нелюбима собственным мужем. Обе сестры надломлены системой, высоко ценящей лишь сыновей. Но вглядываясь глубже, мы видим, что, несмотря на то, что сестры представляются жертвами мира, который ценит лишь плодовитость, они обе сильные личности. Они напоминают Ревекку и Сару, матерей, которые, когда в делах семьи наступал решающий момент, брали все в свои руки. Благодаря силе этих женщин воля Великого Отца соблюдалась из поколения в поколение. Хотя женщины кажутся всего лишь исполнителями в претворении патриархального замысла, они играют значительную роль. По сравнению с ними мужчины кажутся похожими на подслеповатого Исаака, который не слишком отчетливо видит своих сыновей, ведь некогда его ослепило солнце.

Формат

Онлайн на платформе Zoom. 

После оплаты ваши данные вносятся в список участников.

Примерно за 1,5 часа до встречи администратор вышлет вам на электронную почту ссылку, по ней вы войдете в зал конференции Zoom. Обязательно проверяйте папку "Спам"!

Предварительно на ваш телефон или компьютер должна быть установлена программа zoom.us.

Обратите внимание, что все занятия проходят при включенных камерах всех участников! Запись занятий не ведётся! 

Присоединиться могут все желающие, общая продолжительность встречи 2-2,5 часа.

Контакты

Администратор: +7 (977) 967-97-37, +7 (916) 200-40-40

Ведущая Ольга Зограбян
Юнгианский аналитик, супервизор, член РОАП/IAAP, Библеист, сертифицированный библиодраматист (Институт иудаизма, Нью-Йорк)
Стоимость: 5 000 ₽
Онлайн
Дата: 23 декабря 2024 в 19:00

Библиодрама - это творческий подход к интерпретации Библии. Но что же именно включает в себя понятие библиодрама?

Наиболее простое описание: Библиодрама - это ролевая игра, в которой роли и сюжеты взяты из Библии. Роли (персонажи) могут появляются в Библии явно и по имени (основные персонажи вроде Адама и Евы, Марии, или это могут быть второстепенные персонажи, как Сет или Елизавета). Но в библиодраме могут проявляться фигуры, присутствие которых может быть выведено из творческого прочтения текста (жена Ноя или мать Симона Петра). В библиодраме список доступных ролей может также включать определенные объекты или изображения, которые могут быть воплощены в голосе и действии (корзина, которая несла младенца Моисея вниз по Нилу). Библиодрама позволяет нам представить всю библейскую вселенную как поле творческой игры.

Эта программа адресована всем желающим, кто хочет получить опыт участия в библиодраме и проживания библейских сюжетов. Также она особо будет интересна лицам с психологическим, педагогическим, богословским образованием, также она может быть полезна всем, кто проводит различные групповые занятия, ведет обучение в группах.

Цель программы – знакомство с методом библиодрамы; формирование практических навыков применения библиодраматических техник в групповой работе и обучение навыкам проведения библиодрамы.

Все семинары программы открыты, но для получения сертификата нужно пройти все темы курса.

Структура встреч:

Теоретическая часть:

  • История метода
  • Инструменты и базовые техники библиодрамы
  • Структура библиодраматической сессии

Практическая часть:

  • 12 библиодраматических сессии для получения собственного опыта участия.
  • Каждая сессия будет сопровождаться процесс анализом.
  • Проработка материала будет базироваться и на последующих темах.

Ведущая

Зограбян Ольга – Юнгианский аналитик, супервизор, член РОАП/IAAP, Библеист, сертифицированный библиодраматист (Институт иудаизма, Нью-Йорк).

Стоимость

Стоимость одного занятия 5 000 рублей,

Стоимость при оплате в день встречи 5 500 рублей.

Время

19:00

Расписание и описание встреч

28 октября 2024 «Вавилонская башня»

В начале мифа рассказывается, что давным-давно было время, когда «на всей земле был один язык и одно наречие». Люди мигрировали и осели в Сеннааре. Очевидно, что царит золотой век, и человечество говорит в один голос. Люди Сеннаара обитают в единодушном человеческом поселении. И у них созрел план. Они заложат город и построят башню до самых небес и «сделают себе имя». Сама фраза «сделаем себе имя» звучит очень современно. Она выражает вневременные амбиции западной цивилизации – быть самому творцом своей жизни, выстраивать ее в соответствии со своими желаниями, подчинять ее своей воле, чтобы, в конце концов, взять от нее все. Автономия и независимость – все, что необходимо для утверждения самостоятельного Я. И это оказалось иллюзией, потому что эта концепция отрицает, что нечто Другое, внешнее по отношению к Я, может расстроить наши самонадеянные планы. Автономия – это самодеятельность, которая обеспечивает нас некоторой долей обособленности, но отрицает нашу беспорядочную взаимозависимость, нашу конечную подчиненность неподвластному нам Богу.

04 декабря 2024 «Притча о талантах»

Обычно эта известная притча о талантах рассматривается как притча о суде, о том, как люди отвечают Богу за свою жизнь. Но есть в ней еще один важный момент: Бог каждому из нас доверяет до конца, отдавая таланты. Но доверяем ли мы себе? Верим ли в себя? Готовы ли мы принять эту свободу и ответственность? Идти на риск? Гораздо проще жить по правилам и схемам, которые заранее известны и предопределены, когда знаешь, что на каждый конкретный поступок последует определенный ответ. Но притча говорит о другом: нет никаких опор, нет уверенности, нет гарантий – ничего, а только знание того, что Бог нам доверяет. Бог доверяет нам нашу же жизнь для того, чтобы мы, если хотите, рисковали жить.

23 декабря 2024 «Рождество»

Странное это событие - Рождество - если смотреть на него глазами библеиста.

В Евангелиях нет ни одного другого эпизода, который бы так по-разному выглядел у разных евангелистов. Смотрите, первым почти наверняка писал Марк - и он вообще не упоминает Рождества, его рассказ начинается сразу с Иоанна Крестителя. Матфей и Лука про него рассказывают, но совершенно по-разному.

У Матфея - исполнение пророчеств, космическая драма со звездой, кровавый замысел Ирода. Земля противится пришествию Звезды. Принимают ее только далекие и непонятные волхвы.

У Луки всё куда более по-домашнему, земля объединяется с небом, ангелы и пастухи вместе славят Рожденного, а потом его относят в Иерусалим совершить положенный обряд. И никто никуда не бежит. Интересно, многие ли из создателей и созерцателей вертепов сознают, что волхвы и пастухи - они из двух разных книг?

Казалось бы, ждешь решения вопроса от последнего евангелиста, Иоанна, но он тоже молчит. У него Слово предвечно, а обстоятельства его воплощения как бы несущественны... или он о них просто не знает?

Словом, на Рождество празднуется событие, которое каждый видит по-своему. Наверное, потому оно и стало таким многоликим, это самое Рождество, во множестве домов оно просто превратилось в повод подарить друг другу подарочки у елочки. Но почему бы и нет, в конце концов?

Пастухи с волхвами точно не были бы против.

27 января 2025 «Каин и Авель»

История Каина и Авеля, двух сиблингов, не такая простая. Если мы не будем на нее смотреть шаблонно: жил такой плохой Каин и убил такого прекрасного Авеля, а посмотрим на нее психологически достоверным взглядом, то увидим много интересного.

Каин был особым ребенком, на него очень много возлагалось надежд и отцом, и матерью, и Богом. Потому что после изгнания из рая у всех было ощущение, что вот-вот и снова можно будет вернуться обратно. Вот родится человек, спаситель, который вернет нас в рай. Собственно, это первая история о возможном спасителе.Когда родился Каин, Ева назвала его Каин, что значит «И дал мне Бог человека», или другими словами «надежду», а когда родился второй ребенок, его назвали просто «Вздох». В те времена имена людей имели глобальное значение. Тогда, зная имя человека, мы могли понять его судьбу и всю его жизнь. И эти два высказывания Евы показывают разницу. Первый сын – надежда на возвращение, второй сын – вздох, легкость.

Когда сыновья выросли их ждало испытание. Только через инициацию можно стать взрослым. Мы все через это проходим в той или иной мере. Инициацией было то, что Каин с Авелем принесли каждый свои жертвоприношения Богу. Но Бог жертвоприношение Авеля принял, а Каина – нет. Каин был обескуражен, в этот момент он почувствовал полную богооставленность, предательство со стороны мира, Бога, близких. Он был особенным, исключительным, а тут вдруг все рушится, он становится отвергнутым без объяснения причин. И он остается вот в этой, как бы мы сейчас сказали, экзистенциальной пустоте. В некотором смысле он переживает символическую смерть.

В Библии есть слова Бога, которыми он пытается помочь Каину: «Будь внимателен. Делай то, что ты на самом деле хочешь сделать. Сейчас время искусительное». Это, конечно, вольная интерпретация, но смысл такой. Суть слов Бога в том, что Он с одной стороны не раскрывает карты, но при этом пытается обратить внимание Каина на происходящее. Он говорит, смотри сейчас будет трудно, но надо выдержать и тогда, увидишь, как все изменится в тебе самом.Мы видим, что Каин не проходит эту инициацию. Он не может выдержать этого предательства, его переполняют чувства, он убивает своего брата.Реакция Бога на это весьма странная. Он, оберегая Каина, говорит, что каждый, кто поднимет руку на него, будет подвержен божьей каре. Он словно консервирует его до будущих времен.Он его оставляет с этим неразрешенным конфликтом до будущих времен, оставляет за ним возможность стать человеком.

24 февраля 2025 «Притча о милосердном самарянине»

Законник спрашивает Христа: «Кто мой ближний?», подразумевая со своей стороны очевидный во все времена ответ: ближние – семья, родственники, друзья, соседи, люди своего круга. Обычно после прочтения этой притчи делают такой вывод: ближний – это тот человек, который оказывается на нашем жизненном пути, тот, с кем у нас возникают какие-то отношения, тот, кто нуждается в нашей помощи, заботе, добром слове. Всё это, верно, но заметим, что Христос показывает ситуацию с обратной стороны: «Кто из этих троих, спрашивает Он, – ближний попавшемуся разбойникам?» В качестве точки отсчета берется как раз тот человек, который нуждается в помощи. И что выясняется? Ближний по отношению к нему – тот, которому этот несчастный, будь он в добром здравии, не подал бы, как говорится, руки. Ближним оказался Другой.

В 20 веке удивительный ответ на евангельский вопрос «кто мой ближний?» дал русский философ Михаил Бахтин. «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого»

Другой - это не просто еще один, по существу такой же человек, а именно другой в смысле ценностной категории, иной окрашенности жизни, иного переживания, -  это тот Другой, которого мы ищем, тот, без которого мы не выживем, человек, который может поверить в нас, может понять нас, даст нам свой кредит доверия, он увидит нас своими любящими глазами.

24 марта 2025 «Песах»

Библиодрама по Книге Исход. Итак, фараон не отпустил евреев и на землю египетскую обрушились девять «казней египетских». Однако прежде чем на Египет обрушилось новое десятое бедствие, Моисей, согласно тексту Библии, получает ряд новых указаний от Всевышнего, которые для современного человека звучат, по меньшей мере, странно.

Первое из этих указаний гласит: каждая еврейская семья должна 10-го числа месяца нисан взять ягненка, козленка или теленка — в зависимости от числа членов семьи — привязать его у входа в свой дом. Спустя три дня хозяин дома должен был после полудня публично зарезать это животное, собрать его кровь в сосуд, а затем зажарить его целиком. Именно зажарить и именно целиком, на огне, после чего съесть все мясо до костей всей семьей до утра вместе с пресными лепешками и горькой зеленью, и само это животное объявлялось «пасхальной жертвой».

Согласно второму указанию, в собранную кровь ягненка следовало окунуть пучок майорана и обмазать ею косяки и притолоки домов.

Как отмечают все комментаторы Библии, принесение пасхальной жертвы имело огромное психологическое значение. Оно было призвано еще раз унизить египтян и продемонстрировать их полное бессилие перед евреями.

Эта деморализующая население Египта акция строилась на том, что быки и овцы считались у египтян священными животными, символами их богов, а потому употребление их в пищу считалось в Египте святотатством и было, разумеется, запрещено. Но вот эти «боги», предназначенные к закланию, жалобно блеют у дверей еврейских рабов, а после всех обрушившихся на Египет казней египтяне не решаются помешать евреям делать все, что те считают нужным. Затем этих «богов» на глазах тех же египтян режут и на их же глазах целиком жарят на вертеле. Понятно, что большее осквернение религиозных чувств и больший удар по национальной гордости египтян было поистине трудно представить.

По вымазанным кровью притолокам и косякам Бог должен был опознать в ночь казни первенцев еврейские дома и обойти, как бы «перепрыгнуть» через них. Так как слово «перепрыгнул» на иврите звучит как «пасах», то и праздник, отмечаемый евреями в честь этого события на протяжении более трех тысячелетий, называется Песах, или в принятом в русском языке варианте Пасха.

28 апреля 2025 «Сны Иосифа»

История Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и первого сына, рожденного Рахилью, занимает последние тринадцать глав Книги Бытия, что составляет почти четверть ее общего объема. Мы посветим этому несколько библиодрам. И первая будет о юности Иосифа. Что особенно примечательно в юности Иосифа, так это то, что сны Иосифа – его единственная инициация. Бог не посещает его, чтобы в корне изменить его жизнь. Бог не призывает его, он не противостоит Великому Отцу в пустыне, Бог не является ему во сне, он не вступает в борьбу со сверхъестественным противником, наносящим раны, благословляющим и дарующим новое имя. Хотя Бог неотступно присутствует в его жизни, Иосиф ни разу – ни во сне, ни наяву – не получает подтверждение того, что Бог с ним. Нет обетования, которое поддерживало его. Нет голоса, который бы направил его. В пору отчаяния единственная опора Иосифа – его вера. И в этом Иосиф ближе к нам, чем любой из библейских патриархов. Иосиф – человек, который помнит свои сны и верит в них. В самой глубине своего сердца он находит опору и обретает покой.

26 мая 2025 «Призвание Моисея»

Год шел за годом, Моисей пас стада своего тестя на просторах Мадиама и при этом был вполне доволен своей участью. Изведавший в свое время сладость богатства и власти, он вдруг осознал всю справедливость укоренившегося среди семитских народов мнения, что только жизнь пастуха исполнена подлинной свободы и духовности. В отличие от царя или вельможи, он не обременен постоянными думами о нуждах государства и плетущихся вокруг него заговорах и интригах. В отличие от земледельца, упирающегося во время сева и уборки урожая глазами в землю и ничего не видящего, кроме ее черных комьев, у пастуха есть и возможность осознать бескрайность планеты, и время для того, чтобы поднять голову и посмотреть на звезды, а значит — и задуматься над вечными вопросами бытия. Кто знает, о чем размышлял Моисей, лежа ночами на пастбище и упершись взглядом в темное небо? Его возраст подбирался уже к восьмидесяти годам и, пожалуй, единственное, чего он желал — это тихо и спокойно дожить оставшиеся годы. Но именно в это время пробил час исполнения его миссии.

23 июня 2025 «Слепой Вартимей»

Слепой человек, который сидел у врат Иерихонских, знал, что он слеп, потому что все вокруг него могли свидетельствовать, что они видят, а он нет. Но дальнейшие события заставляют усомниться в очевидности этого утверждения.

Кого видело в Иисусе то множество «зрячего» народа, которое Его окружало? Многие, окружавшие Иисуса, заставляли слепого замолчать, когда он стал громко кричать и звать Иисуса.  Похоже, что все эти люди видели буквально, но не видели внутренней сути Христа. Описываемые события происходят сразу после слов Евангелия о том, что Сын Человеческий пришел «послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Поведение слепого было прямым откликом на эти слова. Слепой «увидел» Христа и точно почувствовал, что Христос именно тот, Кто ему нужен. Похоже, слепой обладал отличным «внутренним» зрением, которого были лишены другие.

Мы часто верим, будто состояние большинства — нормальное состояние, а, если кто-то видит, слышит, чует, понимает, переживает что-то не совпадающее с мнением большинства, то он объявляется вне нормы, а часто и вне закона.

Какое отношение — это отрывок имеет к нам? Что и как мы видим? Способны ли мы узреть Истину нашим внутренним зрением или мнение большинства заставляет нас замолчать.

28 июля 2025 «Библиодрама c объектами»

Иногда о Библии говорят как о сновидении Бога, в котором все обладает смыслом и искрой жизни.  Один из возможных способов понимания сновидения представить себя каждой его частью, а не только «я» сновидца. Мы – все остальные персонажи, а также мы – образы сновидения, его объекты, сюжеты и отношения. Эта точка зрения дает свободу думать об объектах как имеющих сознание. Библия наполнена объектами: камнями, мечами, колодцами, горами, посохами, ковчегами разных видов. На нашей встрече мы будем находить голоса для объектов в Библии и слушать, что они нам говорят.

25 августа 2025 «Фамарь»

Можно ли кого-то сейчас удивить историей Фамари? Сейчас женщина, задумавшая родить для себя, может этого не скрывать. Ее поймут. Для Фамари это было связано с риском для жизни. Тогда мужчины дорожили своим семенем, своими наследниками. О чем эта история- о женщине или о мужчинах и их власти над женщинами. Фамарь - первая феминистка, вырвавшаяся из-под власти мужчин, взявшая судьбу в свои руки? И в конечном итоге получившая одобрение от мужчины за свой поступок. Еще совсем недавно в советские времена общество неоднозначно относилось к таким женщинам, называя их пренебрежительно «мать-одиночка». А сколько Фамарей было после войны, когда выйти замуж было практически нереально. Но женщины продолжали рожать детей, растить их без помощи мужчин. Для меня Фамарь - это женщина-жизнь, которая прорастает сквозь асфальт, несмотря ни на что. Вот что может сделать женщина и не может сделать мужчина. Поэтому так страшно звучат слова в фильме "А зори здесь тихие" - не помню дословно -  эти пять погибших девушек могли бы быть матерями, оборвались чьи-то жизни. А Фамарь не оборвала эту нить жизни и стала праматерью Христа.

Все выбранные сюжеты отражают глубину метода и позволяют вступить в контакт с исцеляющими символами на разных уровнях проработки. Также в практической работе мы прикоснемся к некоторым смежным сюжетам, выбранным по желанию группы.

Приняв участие в нашем библиодраматическом семинаре, вы почувствуете исцеляющий опыт проживания архетипических сюжетов; увидите скрытое богатство библейских символов; получите опыт восстановления гармонии между сознательным и бессознательным, между эго и Самостью.

«Я представляю себе Библию как странный и святой город. Вы приезжаете к внушительной наружной стене, которая окружает город, вы ищете вход. Вы обнаруживаете, что у города есть ворота, много ворот. Одни, например, называются Ворота Веры – сюда люди заходят, потому что верят, что город был придуман Богом. Также есть Ворота Разума, куда заходят ученые, критики и историки – они верят, что город бесконечно интересно изучать. И есть Ворота Сердца, сквозь которые проходят поэты. И здесь, рядом с ними есть широкая и низкая дверь с высеченным на ней словом Библиодрама». («Scripture windows: toward a practice of Bibliodrama», Peter A. Pitzele, Ph.D., 1998 )

Дата уточняется «Сестры: Лия и Рахиль»

Две ветхозаветные женщины Лия и Рахиль любят одного мужчину. Они бьются друг с другом за превосходство, и каждая из них, по тем или иным критериям, чувствует себя приниженной. Рахиль неполноценна в плане материнства, а Лия нелюбима собственным мужем. Обе сестры надломлены системой, высоко ценящей лишь сыновей. Но вглядываясь глубже, мы видим, что, несмотря на то, что сестры представляются жертвами мира, который ценит лишь плодовитость, они обе сильные личности. Они напоминают Ревекку и Сару, матерей, которые, когда в делах семьи наступал решающий момент, брали все в свои руки. Благодаря силе этих женщин воля Великого Отца соблюдалась из поколения в поколение. Хотя женщины кажутся всего лишь исполнителями в претворении патриархального замысла, они играют значительную роль. По сравнению с ними мужчины кажутся похожими на подслеповатого Исаака, который не слишком отчетливо видит своих сыновей, ведь некогда его ослепило солнце.

Формат

Онлайн на платформе Zoom. 

После оплаты ваши данные вносятся в список участников.

Примерно за 1,5 часа до встречи администратор вышлет вам на электронную почту ссылку, по ней вы войдете в зал конференции Zoom. Обязательно проверяйте папку "Спам"!

Предварительно на ваш телефон или компьютер должна быть установлена программа zoom.us.

Обратите внимание, что все занятия проходят при включенных камерах всех участников! Запись занятий не ведётся! 

Присоединиться могут все желающие, общая продолжительность встречи 2-2,5 часа.

Контакты

Администратор: +7 (977) 967-97-37, +7 (916) 200-40-40